Новый театральный сезон в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA начнется 12 сентября оперой «Мазепа». Но первая премьера сезона уже состоялась. 23 августа, в День города и в преддверие Праздника Независимости Украины оркестр театра, артисты хора и два состава солистов — лауреаты международных конкурсов Алла Мишакова, Юлия Пискун (сопрано), Вероника Коваль, Наталья Матвеева (меццо-сопрано), Игорь Бондаренко, Максим Ворочек (тенор), Никита Маринчак (баритон), Андрей Даценко и Сергей Крыжненко (бас) — в формате open air исполнили масштабную симфонию нашего земляка — композитора Юрия Алжнева «За Чумацьким шляхом…».

Об особенностях авторского замысла рассказывают композитор и люди, воплотившие его произведение на сцене, — главный дирижер национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA, лауреат международных конкурсов Дмитрий Морозов и Главный хормейстер Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин.
 
Юрий Алжнев. Композитор, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат муниципальной и всеукраинской премий.
 
Песенная симфония «За Чумацьким шляхом» — четвертая часть семичастного симфонического макроцикла. Мной уже написано 5 симфоний, еще два сочинения — в процессе работы. Для исполнения в Харьковском театре оперы и балета я выбрал именно это сочинение во многом из-за его масштабности (симфония написана для большого симфонического оркестра, хора и солистов), а также из-за того, что с этой сложной партитурой под силу справиться только высокопрофессиональным коллективам. Дмитрий Морозов и Алексей Черникин — творческие люди, мастера своего дела, и они понимают, что в произведении еще будут открываться новые грани. В симфонии много сложных и интересных микстов и картин, при изображении которых с каждым следующим исполнением оркестр и хор будут звучать совершенно по-другому. Я доволен исполнением. Конечно, исполнение в зале помогло бы более тонко раскрыть особенности симфонии — ведь исполнение в формате open air, как известно, требует огромной подготовки и совершенной аппаратуры, что позволит исполнить любое сочинение без потерь. В Украине это пока, к сожалению, невозможно. Но театр должен выходить на улицу, становиться ближе людям. Если говорить об авторском замысле, то эта симфония — о нашей духовной жизни. О том, что наша национальная культура есть, она существует, несмотря ни на что. Я не случайно избрал именно жанр песенной симфонии — ведь, по моему глубокому убеждению, именно в нем можно передать целый мир, целую вселенную. Сама по себе народная песня — это значительный, многообразный и многовекторный жанр, в ней скрыто множество смыслов, на которые мы даже не всегда обращаем внимание.
 
В симфонии звучат древние, сакральные народные мелодии, объединенные с оригинальными вокальными эпизодами, написанными на стихи современных украинских поэтов. Это было сделано сознательно, ведь современному слушателю просто необходима опора на знакомый материал, иначе форма произведения не сможет состояться. Я сознательно выбрал «три светила» современной национальной поэзии: сложностям творческого процесса посвящены сочинения Василя Бондаря, Любви — как началу всех начал — стихи Виктора Бойко, и наконец, вечерняя молитва, которая необходима всем нам — каждому в отдельности, и всему народу, — принадлежит перу Лины Костенко. Все использованные в сочинении композиторские приемы — будь то элементы рэпа, полифония или гармонизации в духе церковного пения — также обусловлены содержанием: так, для древней украинской песни, образца высочайшей народной поэзии, «Як заспорив, зазмагався», в которой обрисован путь от человека к человеку, от народа к народу, — была просто необходима высшая полифоническая форма — фуга.
 
 
  
Алексей Черникин, главный хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины.
 
Юрий Алжнев — яркий и талантливый композитор, автор самобытных сочинений, которые становятся в один ряд с произведениями классиков украинской музыки. Когда я впервые услышал симфонию «За Чумацьким шляхом…» в записи, то сразу понял, что ее просто необходимо включить в наш репертуар. Да, она очень сложна для исполнения — сложная тесситура, метроритм — рядовой хор ее, конечно, не осилит. Но мы справились. Музыка очень хорошая. В партитуре композитор использовал старинные народные песни, гармонизации и даже элементы современных музыкальных течений. Симфония очень концептуальна и обладает стройной драматургией, в ней все подчинено ясному авторскому замыслу. Это сочинение — один из редких примеров идеального соответствия стихов и музыки, да и стихи выбраны великолепные — настоящие шедевры древней и современной национальной поэзии. Совершенно необходимо сохранить это произведение в репертуаре и исполнять его, прежде всего, к национальным праздничным датам. Следующим этапом, на мой взгляд, должно стать ее исполнение в нашем большом зрительном зале с использованием видеоконтента и элементов театрализации.
 
 
 
Дмитрий Морозов. Главный дирижер, лауреат международных конкурсов.
 
Партитура симфонии — очень сложная. Однако при правильной организации репетиционного процесса наш коллектив может исполнять такие сочинения на прекрасном уровне. Автор использует много видовых, редких инструментов, огромную роль в партитуре играют медные духовые и ударные. При этом каждый инструмент имеет свою линию, которую нужно уметь прослушать; а если правильно их соединить, то получится высший вид полифонии — настоящая полифония пластов, в которой одинаково важны оркестр, хор и солисты. В симфонии все логично и подчинено авторскому замыслу: так, использование сложных размеров обусловлено нашей украинской песенностью, спецификой ударных и безударных слогов, чему автор следует неукоснительно. Он использует цитаты народных песен, но самое интересное — это та симфоническая ткань, в которую он оборачивает известные мелодические фрагменты. Юрий Алжнев — очень самобытный композитор, я вижу в его творчестве глубокие славянские корни, воплощение славянского эпоса и фольклора, сочетание классических приемов с народными оборотами, умение очень мастерски пользоваться разными тонально-гармоническими красками. Я уверен, что у симфонии огромный потенциал! Это сложная музыка, сочинение на уровне великих композиторов ХХ века — Лютославского, Пендерецкого, Шнитке. В зале, конечно, она прозвучит намного тоньше. Мы обязательно оставим это сочинение в репертуаре: ведь эта музыка настолько интересна и универсальна, что идеально подойдет для разных концертных программ. Я хочу приобщать наших слушателей к хорошим образцам украинской музыки. Почему-то складывается ошибочное мнение, что современная украинская музыка скучна. А ведь все потому, что мы не всегда ее достойно представляем. Например — шедевр Станковича «Панахида за померлими з голоду» не был сохранен в активном репертуаре, во многом потому, что не пользовался популярностью у слушателей. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Потому и в дальнейшем будем пополнять репертуар лучшими образцами современной украинской музыки.
 
Интервью взяла кандидат искусствоведения Вера Мовчан. 
Фото с премьеры — Александр Чепалов
Источник: izvestia.kharkov.ua