Схіd OPERA. До 13 жовтня у Харкові відбувається гранд-фестиваль

Після проведеного наприкінці минулого сезону масштабного ребрендингу Харківський національний академічний театр опери та балету ім. М. Лисенка відмовився від абревіатури «ХНАТОБ» і взяв собі друге, більш звучне ім’я — Схіd OPERA.

Назва зійшлася з однойменним осіннім фестивалем, якому цьогоріч виповнилося чотири роки. Упродовж фестивалю, який триватиме до 13 жовтня, харків’яни та гості міста побачать дев’ять оперних і балетних вистав, а також грандіозний гала-балет. «Родзинкою» форуму, традиційно, стануть виступи зірок національної сцени, але цього разу, крім іменитих артистів Харківського, Київського, Львівського та Одеського театрів опери і балету, участь у фестивалі беруть і диригенти кращих оркестрів України, які диригують оркестром Схіd OPERA.

 

Детальніше...

Прем’єра спектаклю «Красуня та Чудовисько» у новому сезоні «Cxid Opera»

У зачарованому палаці, схованому в темному лісі, живе жахливе Чудовисько, як стало відомо Вісті Ньюс. Розтопити лід у його серці й повернути йому людську подобу, знявши закляття, зможе тільки прекрасна дівчина, яка полюбить його таким, яким він є. Цю казку добре знають у світі, а її історія сягає 18-го століття. Перша балетна постановка за цим мотивом з’явилася ще у 1771 році й мала назву «Земіра і Азор». Далі були ще десятки постановок та усім відомий мультфільм Діснея. У новому ж спектаклі «Cxid Opera» чарівна історія кохання у постановці французького балетмейстера Йохана Нуса буде вестися мовами класичного та сучасного танців. Глядачі побачать проект «Красуня та чудовисько» вже за кілька днів, поки ж генеральний прогон встигли побачити наші журналісти.

 

Детальніше...

Как для взрослых, только лучше

29 и 30 сентября в театре состоятся первые премьерные показы нового детского балета «Красавица и Чудовище» на музыку композиторов‑классиков по известной сказке, пережившей века. Интерес к спектаклю так велик, что назначены дополнительные вечерние спектакли, чем могут воспользоваться и родители маленьких зрителей — ведь этот балет предназначен для семейного просмотра. Вот что о нем рассказывают постановщики и организаторы театрального процесса.Олег Орищенко, генеральный директор — художественный руководитель Харьковского Нацио­нального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd Opera. 
 
— Первая премьера сезона посвящается детям, но предназначена и для семейного просмотра. А сделана она интернациональным языком балета, который не требует перевода. Пополнится и обновится балетный репертуар для маленьких зрителей, который состоит у нас из замечательных сказок о Золушке, Щелкунчике, Спящей красавице, Коньке-Горбунке, Белоснежке, Снежной королеве и других увлекательных историй. Поэтому мы очень обрадовались, когда французский хореограф Йохан Нус, который поставил на нашей сцене замечательный балет «Маленький принц», ответил согласием на наше приглашение сделать еще один балет для детей и избрал для этого известную историю о Красавице и Чудовище.
 

Детальніше...

Дмитрий Васильев: Мужчина должен оставаться мужчиной и на сцене

Дмитрий Васильев — один из ведущих солистов Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко/Схid OPERA. Разносторонний и незаурядный человек, он прошел долгий путь к признанию, покоряя сердца харьковских и зарубежных зрителей. Мы заглянули за кулисы его творческого ремесла, поговорив о танцевальной карьере, семье и необычных увлечениях.

— С чего балет начался в Вашей жизни?
 
Это давняя история. Сам я одессит. Моя бабушка танцевала. Когда мне было лет пять, они с дедушкой решили отвести меня на танцы, чтобы я на улице не болтался. Пару лет походил в кружок, а потом родителям посоветовали учить меня балету. Сначала ходил в одесскую балетную школу, а с десяти лет отправили меня в Киевское хореографическое училище. Как-то туда заглянули педагоги из харьковского оперного театра и предложили мне 

 

Детальніше...

В жизни, в природе, на сцене. Быть добру!

В жизни, в природе, на сцене. Быть добру!

Алла КОСАРЕВА Фото: из архива А. РАДИЕВСКОЙ
 

Их можно сравнить разве что с бабочками. Ведь в некоторых балетных партиях танцовщицы будто и вправду порхают над сценой. Все балетные артисты при выборе профессии прекрасно осознают: профессиональный век их недолог, трудиться нужно безумно много, а оваций в ответ всего пять минут — после удачного выступления. И снова… пахать и еще раз пахать, в танцевальном зале, у станка, конечно. Хотя у нас, в Харькове, признаться честно, живет и работает уникальная балерина, которая всем перечисленным выше трудностям смеется в глаза, будто бросает вызов. Об этом и другом пойдет речь в нашей беседе.

— Большинство харьковчан знакомы с именем Антонины Радиевской. Вы успешная балерина, заслуженная артистка Украины. В новом сезоне будете радовать нас не только удивительными проектами. Знаю, что Ваша жизнь как солистки ХНАТОБа несколько изменилась? Давайте по порядку.
 
— Харьковский национальный театр оперы и балета имени Лысенко готовит для харьковчан много нового в грядущем сезоне. Так, ценителей искусства ждет премьера балетного спектакля по сказке «Красавица и чудовище» в постановке французского хореографа Йохана Нуса. Харьковчане уже знакомы с его творчеством: в прошлом сезоне он поставил на нашей сцене балет «Маленький принц», тепло встреченный публикой. Еще зрители также увидят спектакли, успешно заявившие о себе в прошлом сезоне. Вновь, как ожидается, соберет полный зал балет «Собор Парижской Богоматери» Цезаря Пуни. «Схід OPERA» в октябре пригласит в Харьков на десять дней главных дирижеров всех национальных театров оперы и балета Украины, балетных артистов и вокалистов. В ходе этого своеобразного парада дирижеров каждый из них будет дирижировать оперным спектаклем из репертуара театра. К нам приедут такие звезды, как Андрей Писарев, артисты Национальной оперы — Екатерина Кухар, Александр Стоянов и Денис Недак. 
 

Детальніше...

БРАВО, MARIUPOL CLASSIC!

Фестиваль классической музыки завершен: артисты и зрители в восторге от начинания

Капризы погоды не помешали ценителям музыки насладиться высоким искусством в минувшую субботу: финальный гала-концерт фестиваля Mariupol Classic, изначально планировавшийся под открытым небом, с успехом прошел в зале Мариупольской камерной филармонии. В этот день на сцене выступили симфонический оркестр Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Николая Лысенко и солисты из Харькова и Киева. Вход в филармонию был свободным.

 

Детальніше...

Солист театра Александр Лапин стал первым артистом, получившим независимую театральную премию имени Вячеслава Панченко

IMG 6685be6f26ee3df807473e7bbaec81ac V

Формат выдержан в традициях подобных мероприятий: приглушенный свет и красная дорожка, по которой номинанты и зрители заходят в зал.

Много лет Вячеслав Панченко был лицом Харьковского театра кукол, занимая должность заместителя директора. В честь заслуженного работника культуры, который умер в январе этого года, его сын Роман Панченко основал премию за достижения в области театрального искусства.

Роман Панченко, театральный продюсер :
Премия создана в честь папы. Человека, который 45 лет прослужил в театре кукол. Он жил этим театром. Поэтому я думал, как бы выразить свою благодарность как сына в дань уважения. Создать в Харькове такую премию, ведь в Харькове подобного ничего нет.

Заслуженной артистке Украины Майе Струнниковой вручают премию в номинации «Яркий исполнитель». Актриса театра имени Шевченко удостоена награды за роль 80-летней женщины по имени Мэг в спектакле «Королева красоты». Возрастной сценический грим ей практически не понадобился.

Майя Струнникова, заслуженная артистка Украины:
Я дуже переживала, щоб це не був такий мультик, щоб це не була така бабушка з мультика, тому за допомогою режисера ми шукали якісь елементи, жести, голос. І так склалося, що все вийшло. Я безмежно щаслива і вдячна за цю премію. І мені здається, що це актору такий зайвий товчок, зайвий привід робити щось далі.

Премию присуждали в 5 номинациях. Помимо исполнителей, награждают ярких администраторов, представителей театрального события сезона, сотрудников за сценой, а также ветеранов сцены. Лауреатам вручают дипломы и денежные премии.

Роман Панченко, театральный продюсер:
Премию фактически мы сделали за четыре месяца. Отбор проходил на официальной странице в «Фейсбуке» в два этапа. Первый этап – это голосование зрителей, потому что без зрителей театра не будет. И голосование выдвижение номинантов было зрителями. На второй этап отбирали уже эксперты.

 

Детальніше...

Уникальный масштабный флешмоб по первой помощи – «Ты можешь больше»!

 

1118 сентября (суббота) в 10:00 возле ХНАТОБа

Приглашаем Вас на уникальный масштабный флешмоб по первой помощи – «Ты можешь больше»! Это большое событие, которое приурочено ко Всемирному дню первой помощи, будет проходить в городе Харькове ВПЕРВЫЕ!

На флешмобе будут присутствовать представители ГУ ГСЧС в Харьковской области, администрация и студенты Национального университета гражданской защиты и медицинского факультета ХНУ имени В.Н. Каразина.

Для зрителей 50 волонтеров Красного Креста одновременно проведут непрямой массаж сердца на специальных манекенах, после – расскажут, что делать, если вы оказались свидетелями аварии, а спасатели покажут действие аварийно-спасательного автомобиля (единственного в Харьковской области!)

 

Детальніше...

Сергей Замыцкий: Нашу оперу знают в Японии, а в Харькове — сам бог велел!

О своем любимом оперном искусстве, жестоком мире шоу-бизнеса, черном пиаре от Ёлки и о том, почему басам на сцене особенно везет, рассказывает солист Харьковского национального академического театра оперы и балета/Схіd OPERA Сергей Замыцкий.

— Для разминки — первый, классический вопрос: как Вы стали певцом?
 
— Да это не сразу произошло. В семье у меня музыкантов нет — я пока первый и единственный. До 19 лет пел под гитару песни друзьям, пока соседка не сказала маме: «А у Вашего сына — талант!» И после этого впервые задумался о необходимости учиться. Моим первым преподавателем стал Иван Иванович Мартыненко, дирижер хора «Візерунок» при ДК ХТЗ и преподаватель Харьковской академии культуры. Через полгода пришел в академию культуры, но меня (за что экзаменаторам низкий поклон!) не взяли. А ровно через год я уже поступил на подкурсы в консерваторию, в класс замечательного педагога — Людмилы Георгиевны Цуркан, с которой мы подготовили множество оперных партий. Класс камерного ансамбля вела Диана Аркадьевна Гендельман — с ней я готовился к многочисленным камерным конкурсам. Так и началась моя музыкальная жизнь — и за все успехи, достигнутые в моей профессии, я искренне благодарен педагогам консерватории и оперной студии.
 
— Солист-вокалист — единственная Ваша профессия?
 
— Нет, согласно первому своему диплому — я автослесарь третьего разряда. Даже практиковался немного по этой специальности. Но при этом я настолько не люблю автомобили, что у меня даже прав нет. Мне больше нравится сидеть рядом с водителем. Для вождения я слишком эмоциональный человек. Мне проще на такси доехать.
 
 
 

Детальніше...

С музыкой — «За Чумацьким шляхом…»

Новый театральный сезон в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA начнется 12 сентября оперой «Мазепа». Но первая премьера сезона уже состоялась. 23 августа, в День города и в преддверие Праздника Независимости Украины оркестр театра, артисты хора и два состава солистов — лауреаты международных конкурсов Алла Мишакова, Юлия Пискун (сопрано), Вероника Коваль, Наталья Матвеева (меццо-сопрано), Игорь Бондаренко, Максим Ворочек (тенор), Никита Маринчак (баритон), Андрей Даценко и Сергей Крыжненко (бас) — в формате open air исполнили масштабную симфонию нашего земляка — композитора Юрия Алжнева «За Чумацьким шляхом…».

Об особенностях авторского замысла рассказывают композитор и люди, воплотившие его произведение на сцене, — главный дирижер национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA, лауреат международных конкурсов Дмитрий Морозов и Главный хормейстер Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко/Схіd OPERA, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин.
 
Юрий Алжнев. Композитор, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат муниципальной и всеукраинской премий.
 
Песенная симфония «За Чумацьким шляхом» — четвертая часть семичастного симфонического макроцикла. Мной уже написано 5 симфоний, еще два сочинения — в процессе работы. Для исполнения в Харьковском театре оперы и балета я выбрал именно это сочинение во многом из-за его масштабности (симфония написана для большого симфонического оркестра, хора и солистов), а также из-за того, что с этой сложной партитурой под силу справиться только высокопрофессиональным коллективам. Дмитрий Морозов и Алексей Черникин — творческие люди, мастера своего дела, и они понимают, что в произведении еще будут открываться новые грани. В симфонии много сложных и интересных микстов и картин, при изображении которых с каждым следующим исполнением оркестр и хор будут звучать совершенно по-другому. Я доволен исполнением. Конечно, исполнение в зале помогло бы более тонко раскрыть особенности симфонии — ведь исполнение в формате open air, как известно, требует огромной подготовки и совершенной аппаратуры, что позволит исполнить любое сочинение без потерь. В Украине это пока, к сожалению, невозможно. Но театр должен выходить на улицу, становиться ближе людям. Если говорить об авторском замысле, то эта симфония — о нашей духовной жизни. О том, что наша национальная культура есть, она существует, несмотря ни на что. Я не случайно избрал именно жанр песенной симфонии — ведь, по моему глубокому убеждению, именно в нем можно передать целый мир, целую вселенную. Сама по себе народная песня — это значительный, многообразный и многовекторный жанр, в ней скрыто множество смыслов, на которые мы даже не всегда обращаем внимание.
 
В симфонии звучат древние, сакральные народные мелодии, объединенные с оригинальными вокальными эпизодами, написанными на стихи современных украинских поэтов. Это было сделано сознательно, ведь современному слушателю просто необходима опора на знакомый материал, иначе форма произведения не сможет состояться. Я сознательно выбрал «три светила» современной национальной поэзии: сложностям творческого процесса посвящены сочинения Василя Бондаря, Любви — как началу всех начал — стихи Виктора Бойко, и наконец, вечерняя молитва, которая необходима всем нам — каждому в отдельности, и всему народу, — принадлежит перу Лины Костенко. Все использованные в сочинении композиторские приемы — будь то элементы рэпа, полифония или гармонизации в духе церковного пения — также обусловлены содержанием: так, для древней украинской песни, образца высочайшей народной поэзии, «Як заспорив, зазмагався», в которой обрисован путь от человека к человеку, от народа к народу, — была просто необходима высшая полифоническая форма — фуга.
 
 
  
Алексей Черникин, главный хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины.
 
Юрий Алжнев — яркий и талантливый композитор, автор самобытных сочинений, которые становятся в один ряд с произведениями классиков украинской музыки. Когда я впервые услышал симфонию «За Чумацьким шляхом…» в записи, то сразу понял, что ее просто необходимо включить в наш репертуар. Да, она очень сложна для исполнения — сложная тесситура, метроритм — рядовой хор ее, конечно, не осилит. Но мы справились. Музыка очень хорошая. В партитуре композитор использовал старинные народные песни, гармонизации и даже элементы современных музыкальных течений. Симфония очень концептуальна и обладает стройной драматургией, в ней все подчинено ясному авторскому замыслу. Это сочинение — один из редких примеров идеального соответствия стихов и музыки, да и стихи выбраны великолепные — настоящие шедевры древней и современной национальной поэзии. Совершенно необходимо сохранить это произведение в репертуаре и исполнять его, прежде всего, к национальным праздничным датам. Следующим этапом, на мой взгляд, должно стать ее исполнение в нашем большом зрительном зале с использованием видеоконтента и элементов театрализации.
 
 
 
Дмитрий Морозов. Главный дирижер, лауреат международных конкурсов.
 
Партитура симфонии — очень сложная. Однако при правильной организации репетиционного процесса наш коллектив может исполнять такие сочинения на прекрасном уровне. Автор использует много видовых, редких инструментов, огромную роль в партитуре играют медные духовые и ударные. При этом каждый инструмент имеет свою линию, которую нужно уметь прослушать; а если правильно их соединить, то получится высший вид полифонии — настоящая полифония пластов, в которой одинаково важны оркестр, хор и солисты. В симфонии все логично и подчинено авторскому замыслу: так, использование сложных размеров обусловлено нашей украинской песенностью, спецификой ударных и безударных слогов, чему автор следует неукоснительно. Он использует цитаты народных песен, но самое интересное — это та симфоническая ткань, в которую он оборачивает известные мелодические фрагменты. Юрий Алжнев — очень самобытный композитор, я вижу в его творчестве глубокие славянские корни, воплощение славянского эпоса и фольклора, сочетание классических приемов с народными оборотами, умение очень мастерски пользоваться разными тонально-гармоническими красками. Я уверен, что у симфонии огромный потенциал! Это сложная музыка, сочинение на уровне великих композиторов ХХ века — Лютославского, Пендерецкого, Шнитке. В зале, конечно, она прозвучит намного тоньше. Мы обязательно оставим это сочинение в репертуаре: ведь эта музыка настолько интересна и универсальна, что идеально подойдет для разных концертных программ. Я хочу приобщать наших слушателей к хорошим образцам украинской музыки. Почему-то складывается ошибочное мнение, что современная украинская музыка скучна. А ведь все потому, что мы не всегда ее достойно представляем. Например — шедевр Станковича «Панахида за померлими з голоду» не был сохранен в активном репертуаре, во многом потому, что не пользовался популярностью у слушателей. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Потому и в дальнейшем будем пополнять репертуар лучшими образцами современной украинской музыки.
 
Интервью взяла кандидат искусствоведения Вера Мовчан. 
Фото с премьеры — Александр Чепалов
Источник: izvestia.kharkov.ua