23201603 1596677000393182 2066596299 n

В Харьковском театре оперы и балета им.  Н. Лысенко состоялась премьера  спектакля «Искатели жемчуга». Это раннее  произведение Жоржа Бизе. «Искатели жемчуга»  — лирическая опера. Премьера родилась в содружестве  харьковских артистов с группой голландских постановщиков, а результ этой работы  превзошел все ожидания. Спектакли проходят с аншлагами.

Напомним, это четвертая из постановок  лирических опер  французских композиторов XIX века, идущих  на харьковской сцене. Самая давняя из них — «Фауст» Шарля  Гуно по  философской драме Иоганна Вольфганга Гете, в центре   которой  судьба   жертвенной и страдающей Маргариты.   Жорж Бизе до недавнего времени был представлен у нас только оперой «Кармен», чей образ связывают  с первопричиной мужских бед.  Еще более опасна заглавная героиня оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила», предательски заманившая  иудейского супермена  в любовный плен и лишившая его силы к сопротивлению.  Бизе написал «Искатели жемчуга» в 25 лет, когда женщина во французском  искусстве олицетворяла  святой лик Мадонны.   Как, например,  жрица Лейла, призванная охранять от злых духов на побережье Цейлона ловцов жемчуга,  ныряющих в морскую пучину...

Давая обет безбрачия, Лейла не подозревала, что  эту клятву исполнить не сможет. А влюбленные в нее вождь индийского племени Зурга и охотник Надир едва ли могли сохранить дружбу, на самом деле ослепленные ревностью.  Потому «Искателей  жемчуга» не зря  называют оперой «трех нарушенных и трех сдержанных клятв». Последняя из этих клятв является причиной гибели одного из благородных героев —  Зурги.

Оперу «Искатели   жемчуга» с момента ее появления на сцене в 1863 году считали наивной и драматургически несовершенной.  Ныне постановщики из разных стран в этом произведении Жоржа Бизе находят не только музыкальные красоты, но и новые поводы для почитания женщины, утверждения  настоящей мужской дружбы...Так, в недавней версии Метрополитен-опера (Нью-Йорк) сделан  акцент на... нищенской жизни трудящихся Цейлона, которые одеты в современные костюмы. В постановке Романа Виктюка действие перенесено в Париж, а основное внимание уделяется развитию взаимоотношений Зурги и Надира. В Тель-Авиве эта  история подается сквозь призму телешоу «Последний герой», в котором телезрители решают с помощью sms судьбу оперных персонажей.

В отличии от этих осовремененных версий, режиссер и актер Марк Кроне в харьковском спектакле решил  показать  «то, из чего сделаны мечты». Он настаивает на том, что эта экзотическая любовная история — не более чем «сказка для взрослых». Но тем и интересна, поскольку  главное в этой «сказке» — сила чувств.

Для воплощения замысла Марк Кроне привлек к работе над спектаклем команду опытных голландских мастеров, среди которых хорошо известный в Европе  дирижер   Йерун Вейеринк,  легендарный сценограф  Карел Спанак, создавший волшебную ауру происходящего, мастер аутентичных костюмов Маррит ван дер Бюргт (она успешно работала с крупнейшим  кинорежиссером Питером Гринуэем).Удачей пластического и танцевального решения спектакль обязан хореографу Андре де Йонгу. Единственным харьковским постановщиком оказался главный хормейстер Алексей Черникин, обеспечивший безукоризненное качество хоровых эпизодов и их молодежный состав. А после отъезда гостей в Нидерланды  вести спектакль было поручено дирижеру Юрию Яковенко.

Кастинг голландцы проводили сами, и потому   на  сложившиеся в театре традиции распределения ролей не обращали внимания. Вперед выдвинулись молодые солисты, еще не «обкатанные» в ведущих партиях, но воодушевленные возможностью проявить себя в новом качестве: Юлия Антонова (Лейла), Максим Ворочек и Сергей Леденев (Надир), Никита Маринчак и Владимир Ефименко (Зурга). Среди фаворитов по праву оказались  и мастера сцены Тамара Гармаш (Лейла), Юрий Кудрявцев (Нурабад).

Сами постановщики шутили, что  в Харьковском театре оперы и балета они нашли по-настоящему драгоценные «жемчужины», которые вскоре покажут  и  в Нидерландах. Всем известно, что украинские голоса в Европе ценятся. Но постановщики «Искателей жемчуга» не просто их использовали. Они обеспечили спектаклю новое качество за счет работы с солистами, приучив их к достоверности воплощения эмоций, новым приемам актерской игры, мягкой и лиричной подаче звука. А мастеров  технических служб — к аутентичности создания образной системы спектакля, его максимальной зрелищности.  Поэтому, еще не доехав до Европы, харьковский спектакль уже выглядит по-европейски изысканным, современным, но  без искусственного приближения к сегодняшнему дню.

Музыка, созданная Ж.Бизе полтора века тому назад на фоне интереса к восточной экзотике, благодарно   откликнулась на попытку рассказать давнюю историю по-новому. В результате получилась притча о том, что многие клятвы выглядят предрассудками, когда человек    находится во власти всепокоряющей  любви...

 

 

Источник: day.kyiv.ua

Автор: Александр Чепалов